Сегодня я расскажу вам об удивительном человеке, чьё творчество вызывает восхищение, уважение, восторг, а иногда и не совсем однозначную оценку. Но для начала покажу несколько фото его работ:
Остальные квилты здесь.
Автор этих шедевров – американец Fraiser Smith. Всё, что вы сейчас увидели, это не настоящие квилты из лоскутов. Выполнены они хоть и в натуральную величину, но не из ткани, а из..... дерева! Да-да, это всё резьба по дереву! Когда я всё это увидела впервые, моя челюсть точно так же отвисла, и я решила углубиться и узнать немного больше о нём и о том, как он дошёл до такой жизни. Я отыскала его страничку на Facebook, нашла несколько статей, перевела их и решила составить резюме еще об одном необыкновенном художнике и мастере – Фрейзере Смит. Одна из них из журнала «Резьба по дереву».
Среди мастеров резьбы по дереву существует не такой уж и необычный термин trompe l’oeil - обман зрения. Фрейзер Смит при помощи этого приёма создаёт сногсшибательные, реалистичные квилты в натуральную величину, а также куртки, бейсболки и другие виды одежды.
«У моего отца была небольшая лесопилка в Миссиссиппи,- вспоминает Фрейзер,- и мне всегда было интересно там находится и наблюдать за работой отца и его инструментами. Он делала мебель, не дорогую и шикарную, а обычную такую функциональную мебель. Он научил меня пользоваться недорогими инструментами и дал базовые знания по работе с деревом. Еще с детства я пробовал вырезать из дерева небольшие вещицы и занимался этими безделушками до самого поступления в колледж.
Я поступил в Дартмундский колледж, где у меня был доступ к исключительно качественным инструментам для резьбы по дереву в отличной мастерской . Я планировал сначала стать архитектором, но так получилось, что я перешёл на классы по искусству и резьбе по дереву.
Один преподаватель использовал очень много дерева в своей работе и был большим знатоком своего дела. Он старался почаще давать задания, связанные именно с резьбой по дереву. Дело было в далёком 1980 году, когда он дал мне задание сделать кожаную докторскую сумку со свисающим смокингом. Работа была конечно ниже моих нынешних стандартов, но на то время я чувствовал, что выполнил её очень хорошо! Один коллекционер из Нью-Йорка, который жил напротив Музея Искусств в Метрополитене, увидел и купил мою работу. Многие мои сокурсники отказывались продавать свои работы, но я рискнул.
После колледжа я уехал на год поработать архитектором в Сан-Франциско, но там я почувствовал, как мне не хватает резьбы по дереву. Я бросил свою работу, переехал опять в Тампу, Флорида, собрал необходимые инструменты и вернулся к любимому делу. По правде сказать, это был для меня похоже на грубое пробуждение: в колледже у меня был доступ к самым качественным и дорогим инструментам, а у меня был только нож и несколько зубил,- следовательно, работа продвигалась очень медленно.
Я взял большой блок из американской липы и вырезал из него копию своей двубортной кожаной куртки в натуральную величину. Я тогда занимался вырезанием роз из дерева и подумал, что в петлице куртки она будет неплохо смотреться.
Первые лет 10-15 я просто экспериментировал и вырезал каждое изделие в качестве технического упражнения, чтобы максимально приблизить свою работу к реальной куртке, квилту или ткани. Первая кожаная куртка заняла у меня полтора года. Когда я решил окрашивать дерево, они стали получаться еще более натуральными.
Мне нравится создавать такие вещи, которые мы имеем тенденцию сохранять даже после того, как они уже утратят свою повседневную функциональность: старый обмалившийся пиджак, фермерские шляпы, бейсболки, квилты и другие изделия, которые мы храним как память.
Мне нравится, когда вещи выглядят не новыми, а с оттенком времени и их интенсивного пользования. Вы можете заметить в моих работах несовершенные участки, такие как маленькие узелки, трещинки, разорванные или выгоревшие участки. Я даже это не планирую специально, но мне нравится придавать этим работаам такие тонкие, едва уловимые детали.
Как и все художники, пользующиеся «обманом зрения», я стараюсь напрячь воображение зрителя. Например, в квилтах я стараюсь привлечь внимание необычным дизайном, расцветкой или неожиданным предметом. На фуражках, кепках или одежде я могу добавить бирку или логотип существующего или наоборот, несуществующей компании, которые одинаково привлекают внимание и в первую очередь заставляют подумать об узнаваемости этого логотипа, и только потом о материале, из которого они сделаны!
Все мои работы выполнены в натуральную величину. Для меня важен масштаб. Я не люблю вырезать уменьшенные копии. Мне кажется, что именно это придаёт изделию особую силу, особенно таким, как квилт.
Вначале я делаю схему и вырезаю рисунок прямо на дереве, включая лоскутки, швы и мелкие стежки. Если присмотреться, то можно увидеть как ткань деформируется в месте вкалывания иглы или на месте сгибов. Эта работа достаточно интенсивная, но 80% всего времени занимает ручная шлифовка и полировка.
В самом начале я красил акварелью, однако со временем она выгорает, поэтому я стал использовать красители для батика по шёлку и маленькую художественную кисть. После покраски поверхность выглядит точно как ткань, но если добавить слой лака или другого покрытия, то эффект реальной вещи сразу пропадёт. Поэтому со временем я решил отказаться от последнего слоя, которым обычно покрывают деревянные изделия.
Первый квилт я создавал в течение года, но теперь мне удаётся сделать до 4х в год. Каждый из них отнимает приблизительно 600 часов времени. Цена на мои квилты от 12 до 35 тысяч $. Это конечно приятно, когда твои работы хвалят и осыпают комплиментами, но если при этом еще и соглашаются заплатить за него 20 тысяч, это является настоящим подтверждением высокой оценки твоего труда.
Большинство моих работ находятся в частных коллекциях, но несколько из них в музеях, включая Национальный Музей Квилта.
Поймите, я не вырезаю точные копии одежды и изделий. Я создаю нечто такое, что наш глаз воспринимает как реальное изделие. Представьте, что вы зашли в комнату и видите обычные вещи – стол, стулья, картины на стенах...... и вдруг, «Что это?» Кто-то повесил старый смокинг на гвоздь посреди комнаты. Вы спрашиваете себя «Что он здесь делает?» Вначале вы воспринимаете этот предмет неуместным и нелогичным в данном месте, и только потом понимаете, что это кусок дерева и сразу меняете свою точку зрения. Другими словами. Это похоже на магию: магия – искусство – магия. Любой из нас способен на маленькое чудо!
Когда меня просят в интервью сказать несколько ключевых слов о моём призвании, я отвечаю, что ничего не могу сказать такого, чтобы оставило незабываемый след в памяти. Моя работа должна говорить сама за себя, ей не нужны мои слова."
(Переводы мои, copyright. При использовании моих материалов прошу давать ссылку).
Автор этих шедевров – американец Fraiser Smith. Всё, что вы сейчас увидели, это не настоящие квилты из лоскутов. Выполнены они хоть и в натуральную величину, но не из ткани, а из..... дерева! Да-да, это всё резьба по дереву! Когда я всё это увидела впервые, моя челюсть точно так же отвисла, и я решила углубиться и узнать немного больше о нём и о том, как он дошёл до такой жизни. Я отыскала его страничку на Facebook, нашла несколько статей, перевела их и решила составить резюме еще об одном необыкновенном художнике и мастере – Фрейзере Смит. Одна из них из журнала «Резьба по дереву».
Среди мастеров резьбы по дереву существует не такой уж и необычный термин trompe l’oeil - обман зрения. Фрейзер Смит при помощи этого приёма создаёт сногсшибательные, реалистичные квилты в натуральную величину, а также куртки, бейсболки и другие виды одежды.
«У моего отца была небольшая лесопилка в Миссиссиппи,- вспоминает Фрейзер,- и мне всегда было интересно там находится и наблюдать за работой отца и его инструментами. Он делала мебель, не дорогую и шикарную, а обычную такую функциональную мебель. Он научил меня пользоваться недорогими инструментами и дал базовые знания по работе с деревом. Еще с детства я пробовал вырезать из дерева небольшие вещицы и занимался этими безделушками до самого поступления в колледж.
Я поступил в Дартмундский колледж, где у меня был доступ к исключительно качественным инструментам для резьбы по дереву в отличной мастерской . Я планировал сначала стать архитектором, но так получилось, что я перешёл на классы по искусству и резьбе по дереву.
Один преподаватель использовал очень много дерева в своей работе и был большим знатоком своего дела. Он старался почаще давать задания, связанные именно с резьбой по дереву. Дело было в далёком 1980 году, когда он дал мне задание сделать кожаную докторскую сумку со свисающим смокингом. Работа была конечно ниже моих нынешних стандартов, но на то время я чувствовал, что выполнил её очень хорошо! Один коллекционер из Нью-Йорка, который жил напротив Музея Искусств в Метрополитене, увидел и купил мою работу. Многие мои сокурсники отказывались продавать свои работы, но я рискнул.
После колледжа я уехал на год поработать архитектором в Сан-Франциско, но там я почувствовал, как мне не хватает резьбы по дереву. Я бросил свою работу, переехал опять в Тампу, Флорида, собрал необходимые инструменты и вернулся к любимому делу. По правде сказать, это был для меня похоже на грубое пробуждение: в колледже у меня был доступ к самым качественным и дорогим инструментам, а у меня был только нож и несколько зубил,- следовательно, работа продвигалась очень медленно.
Я взял большой блок из американской липы и вырезал из него копию своей двубортной кожаной куртки в натуральную величину. Я тогда занимался вырезанием роз из дерева и подумал, что в петлице куртки она будет неплохо смотреться.
Первые лет 10-15 я просто экспериментировал и вырезал каждое изделие в качестве технического упражнения, чтобы максимально приблизить свою работу к реальной куртке, квилту или ткани. Первая кожаная куртка заняла у меня полтора года. Когда я решил окрашивать дерево, они стали получаться еще более натуральными.
Мне нравится создавать такие вещи, которые мы имеем тенденцию сохранять даже после того, как они уже утратят свою повседневную функциональность: старый обмалившийся пиджак, фермерские шляпы, бейсболки, квилты и другие изделия, которые мы храним как память.
Мне нравится, когда вещи выглядят не новыми, а с оттенком времени и их интенсивного пользования. Вы можете заметить в моих работах несовершенные участки, такие как маленькие узелки, трещинки, разорванные или выгоревшие участки. Я даже это не планирую специально, но мне нравится придавать этим работаам такие тонкие, едва уловимые детали.
Как и все художники, пользующиеся «обманом зрения», я стараюсь напрячь воображение зрителя. Например, в квилтах я стараюсь привлечь внимание необычным дизайном, расцветкой или неожиданным предметом. На фуражках, кепках или одежде я могу добавить бирку или логотип существующего или наоборот, несуществующей компании, которые одинаково привлекают внимание и в первую очередь заставляют подумать об узнаваемости этого логотипа, и только потом о материале, из которого они сделаны!
Все мои работы выполнены в натуральную величину. Для меня важен масштаб. Я не люблю вырезать уменьшенные копии. Мне кажется, что именно это придаёт изделию особую силу, особенно таким, как квилт.
Вначале я делаю схему и вырезаю рисунок прямо на дереве, включая лоскутки, швы и мелкие стежки. Если присмотреться, то можно увидеть как ткань деформируется в месте вкалывания иглы или на месте сгибов. Эта работа достаточно интенсивная, но 80% всего времени занимает ручная шлифовка и полировка.
В самом начале я красил акварелью, однако со временем она выгорает, поэтому я стал использовать красители для батика по шёлку и маленькую художественную кисть. После покраски поверхность выглядит точно как ткань, но если добавить слой лака или другого покрытия, то эффект реальной вещи сразу пропадёт. Поэтому со временем я решил отказаться от последнего слоя, которым обычно покрывают деревянные изделия.
Первый квилт я создавал в течение года, но теперь мне удаётся сделать до 4х в год. Каждый из них отнимает приблизительно 600 часов времени. Цена на мои квилты от 12 до 35 тысяч $. Это конечно приятно, когда твои работы хвалят и осыпают комплиментами, но если при этом еще и соглашаются заплатить за него 20 тысяч, это является настоящим подтверждением высокой оценки твоего труда.
Большинство моих работ находятся в частных коллекциях, но несколько из них в музеях, включая Национальный Музей Квилта.
Поймите, я не вырезаю точные копии одежды и изделий. Я создаю нечто такое, что наш глаз воспринимает как реальное изделие. Представьте, что вы зашли в комнату и видите обычные вещи – стол, стулья, картины на стенах...... и вдруг, «Что это?» Кто-то повесил старый смокинг на гвоздь посреди комнаты. Вы спрашиваете себя «Что он здесь делает?» Вначале вы воспринимаете этот предмет неуместным и нелогичным в данном месте, и только потом понимаете, что это кусок дерева и сразу меняете свою точку зрения. Другими словами. Это похоже на магию: магия – искусство – магия. Любой из нас способен на маленькое чудо!
Когда меня просят в интервью сказать несколько ключевых слов о моём призвании, я отвечаю, что ничего не могу сказать такого, чтобы оставило незабываемый след в памяти. Моя работа должна говорить сама за себя, ей не нужны мои слова."
(Переводы мои, copyright. При использовании моих материалов прошу давать ссылку).
Бесподобно. Мне уже попадался этот художник по дереву. Доставило несказанное удовольствие
ReplyDeleteДа уж, на что только способен человеческий гений. Такое я увидела впервые. Спасибо, Наталья за статью.
ReplyDeleteПоражена и восхищена, участвовать в дискуссиях на Дублирине не собиралась, так как у мужчины удивительнейший талант, рукодельные способности, чуство пропорций и цвета. Да! Сделать эскиз, вырезать из дерева это одно, а так суперски подобрать цвета! Радует, что среди нашего архитектурного брата очень многие успешно занимаются дизайном и модой: Ле Корбюзье, Пако Рабанн, Антонио Гауди. И еще один современный пример.
ReplyDeleteУ меня давно хранятся фото нескольких его работ, но до последнего времени я даже не подозревала, что это сделано из дерева... Просто удивлялась как можно так сшить квилт, что даже не видно машинной строчек :-)))) Такие таланты единичны и пока есть возможность их видеть и узнавать о них как можно больше - это надо делать... Спасибо. Натали :-))))
ReplyDeleteВот и я не перестаю восхищаться, поэтому и захотелось приоткрыть завесу и отдельный пост составить! Спасибо за отзывы. А когда я была в Барселоне в Саграда Фамилия, я часа полтора рассматривала витражи внутри собора, лепку внутри и снаружи, отсняла каждый уголок и до сих пор не могу понять, как должен быть устроен мозг, чтобы такое придумать, сделать, умереть и дать возможность другим это доделывать! Человек с большой буквы!
ReplyDelete