Translate

Friday, August 10, 2012

Необыкновенные квилты Фрейзера Смита

Сегодня я расскажу вам об удивительном человеке, чьё творчество вызывает восхищение, уважение, восторг, а иногда и не совсем однозначную оценку. Но для начала покажу несколько фото его работ:

Остальные квилты здесь.
Автор этих шедевров – американец Fraiser Smith. Всё, что вы сейчас увидели, это не настоящие квилты из лоскутов. Выполнены они хоть и в натуральную величину, но не из ткани, а из..... дерева! Да-да, это всё резьба по дереву! Когда я всё это увидела впервые, моя челюсть точно так же отвисла, и я решила углубиться и узнать немного больше о нём и о том, как он дошёл до такой жизни. Я отыскала его страничку на Facebook, нашла несколько статей, перевела их и решила составить резюме еще об одном необыкновенном художнике и мастере – Фрейзере Смит. Одна из них из журнала «Резьба по дереву».
Среди мастеров резьбы по дереву существует не такой уж и необычный термин trompe l’oeil -  обман зрения. Фрейзер Смит при помощи этого приёма создаёт сногсшибательные, реалистичные квилты в натуральную величину, а также куртки, бейсболки и другие виды одежды.
«У моего отца была небольшая лесопилка в Миссиссиппи,- вспоминает Фрейзер,- и мне всегда было интересно там находится и наблюдать за работой отца и его инструментами. Он делала мебель, не дорогую и шикарную, а обычную такую функциональную мебель. Он научил меня пользоваться недорогими инструментами и дал базовые знания по работе с деревом. Еще с детства я пробовал вырезать из дерева небольшие вещицы и занимался этими безделушками до самого поступления в колледж.
Я поступил в Дартмундский колледж, где у меня был доступ к исключительно качественным инструментам для резьбы по дереву в отличной мастерской . Я планировал сначала стать архитектором, но так получилось, что я перешёл на классы по искусству и резьбе по дереву.
Один преподаватель использовал очень много дерева в своей работе и был большим знатоком своего дела. Он старался почаще давать задания, связанные именно с резьбой по дереву. Дело было в далёком 1980 году, когда он дал мне задание сделать кожаную докторскую сумку  со свисающим смокингом. Работа была конечно ниже моих нынешних стандартов, но на то время я чувствовал, что выполнил её очень хорошо! Один коллекционер из Нью-Йорка, который жил напротив Музея Искусств в Метрополитене, увидел и купил мою работу. Многие мои сокурсники отказывались продавать свои работы, но я рискнул.
После колледжа я уехал на год поработать архитектором в Сан-Франциско, но там я почувствовал, как мне не хватает резьбы по дереву. Я бросил свою работу, переехал опять в Тампу, Флорида, собрал необходимые инструменты и вернулся к любимому делу. По правде сказать, это был для меня похоже на грубое пробуждение: в колледже у меня был доступ к самым качественным и дорогим инструментам, а у меня был только нож и несколько зубил,- следовательно, работа продвигалась очень медленно.
Я взял большой блок из американской липы и вырезал из него копию своей двубортной кожаной куртки в натуральную величину. Я тогда занимался вырезанием роз из дерева и подумал, что в петлице куртки она будет неплохо смотреться.
Первые лет 10-15 я просто экспериментировал и вырезал каждое изделие в качестве технического упражнения, чтобы максимально приблизить свою работу к реальной куртке, квилту или ткани. Первая кожаная куртка заняла у меня полтора года. Когда я решил окрашивать дерево, они стали получаться еще более натуральными.

Мне нравится создавать такие вещи, которые мы имеем тенденцию сохранять даже после того, как они уже утратят свою повседневную функциональность: старый обмалившийся пиджак, фермерские шляпы, бейсболки, квилты и другие изделия, которые мы храним как память.
Мне нравится, когда вещи выглядят не новыми, а с оттенком времени и их интенсивного пользования. Вы можете заметить в моих работах несовершенные участки, такие как маленькие узелки, трещинки, разорванные или выгоревшие участки. Я даже это не планирую специально, но мне нравится придавать этим работаам такие тонкие, едва уловимые детали.
Как и все художники, пользующиеся «обманом зрения», я стараюсь напрячь воображение зрителя. Например, в квилтах я стараюсь привлечь внимание необычным дизайном,  расцветкой или неожиданным предметом. На фуражках, кепках или одежде я могу добавить бирку или логотип существующего или наоборот, несуществующей компании, которые одинаково привлекают внимание и в первую очередь заставляют подумать об узнаваемости этого логотипа, и только потом о материале, из которого они сделаны!
Все мои работы выполнены в натуральную величину. Для меня важен масштаб. Я не люблю вырезать уменьшенные копии. Мне кажется, что именно это придаёт изделию особую силу, особенно таким, как квилт.
Вначале я делаю схему и вырезаю рисунок прямо на дереве, включая лоскутки, швы и мелкие стежки. Если присмотреться, то можно увидеть как ткань деформируется в месте вкалывания иглы или на месте сгибов. Эта работа достаточно интенсивная, но 80% всего времени занимает ручная шлифовка и полировка.
В самом начале я красил акварелью, однако со временем она выгорает, поэтому я стал использовать красители для батика по шёлку и маленькую художественную кисть. После покраски поверхность выглядит точно как ткань, но если добавить слой лака или другого покрытия, то эффект реальной вещи сразу пропадёт. Поэтому со временем я решил отказаться от последнего слоя, которым обычно покрывают деревянные изделия.
Первый квилт я создавал в течение года, но теперь мне удаётся сделать до 4х в год. Каждый из них отнимает приблизительно 600 часов времени. Цена на мои квилты от 12 до 35 тысяч $. Это конечно приятно, когда твои работы хвалят и осыпают комплиментами, но если при этом еще и соглашаются заплатить за него 20 тысяч, это является настоящим подтверждением высокой оценки твоего труда.
Большинство моих работ находятся в частных коллекциях, но несколько из них в музеях, включая Национальный Музей Квилта.
Поймите, я не вырезаю точные копии одежды и изделий. Я создаю нечто такое, что наш глаз воспринимает как реальное изделие. Представьте, что вы зашли в комнату и видите обычные вещи – стол, стулья, картины на стенах......  и вдруг, «Что это?» Кто-то повесил старый смокинг на гвоздь посреди комнаты. Вы спрашиваете себя «Что он здесь делает?» Вначале вы воспринимаете этот предмет неуместным и нелогичным в данном месте, и только потом понимаете, что это кусок дерева и сразу меняете свою точку зрения. Другими словами. Это похоже на магию: магия – искусство – магия. Любой из нас способен на маленькое чудо!
Когда меня просят в интервью сказать несколько ключевых слов о моём призвании,  я отвечаю, что ничего не могу сказать такого, чтобы оставило незабываемый след в памяти. Моя работа должна говорить сама за себя, ей не нужны мои слова."

(Переводы мои, copyright. При использовании моих материалов прошу давать ссылку).

5 comments:

  1. Бесподобно. Мне уже попадался этот художник по дереву. Доставило несказанное удовольствие

    ReplyDelete
  2. Да уж, на что только способен человеческий гений. Такое я увидела впервые. Спасибо, Наталья за статью.

    ReplyDelete
  3. Поражена и восхищена, участвовать в дискуссиях на Дублирине не собиралась, так как у мужчины удивительнейший талант, рукодельные способности, чуство пропорций и цвета. Да! Сделать эскиз, вырезать из дерева это одно, а так суперски подобрать цвета! Радует, что среди нашего архитектурного брата очень многие успешно занимаются дизайном и модой: Ле Корбюзье, Пако Рабанн, Антонио Гауди. И еще один современный пример.

    ReplyDelete
  4. У меня давно хранятся фото нескольких его работ, но до последнего времени я даже не подозревала, что это сделано из дерева... Просто удивлялась как можно так сшить квилт, что даже не видно машинной строчек :-)))) Такие таланты единичны и пока есть возможность их видеть и узнавать о них как можно больше - это надо делать... Спасибо. Натали :-))))

    ReplyDelete
  5. Вот и я не перестаю восхищаться, поэтому и захотелось приоткрыть завесу и отдельный пост составить! Спасибо за отзывы. А когда я была в Барселоне в Саграда Фамилия, я часа полтора рассматривала витражи внутри собора, лепку внутри и снаружи, отсняла каждый уголок и до сих пор не могу понять, как должен быть устроен мозг, чтобы такое придумать, сделать, умереть и дать возможность другим это доделывать! Человек с большой буквы!

    ReplyDelete