Translate

Saturday, January 10, 2015

Деменция. Практические советы и рекомендации

Никогда не думала, что в "Лоскутной палитре" мне придется рассказывать о психических расстройствах и оказании помощи больным деменцией. Но жизнь вносит свои коррективы и лоскутные интересы отходят на задний план, когда близкому человеку необходима помощь и ежедневный чуткий круглосуточный уход.

Этот пост будет длинным и объёмным, поэтому если эта проблема не касается ни вас, ни ваших близких или знакомых, то сэкономьте своё время и дальше не читайте. Будем надеяться, что эта информация с практическими советами и полезными рекомендациями по уходу за такими пациентами вам никогда и в дальнейшем не понадобится! Желаю вам и вашим близким здоровья физического и ментального. Берегите себя!

А если вы знаете кого-то, чья жизнь постепенно превращается в кошмар из-за постоянного общения со слабоумными престарелыми родителями или другими родственниками, не поленитесь, прочитайте им эту статью, возможно именно это им сейчас необходимо!
К сожалению, не всегда можно повернуть проблему или сложившуюся ситуацию вспять, но можно хотя бы изменить своё отношение к ней! И главное - не сдавайтесь, никогда не сдавайтесь!

"Сказать, что болезнь не разбирает, можно о любой проблеме со здоровьем. Но ни рак, ни сердечно-сосудистые заболевания не отнимают у человека то, благодаря чему он добился признания, положения в обществе, уважения и любви окружающих. А деменция обнуляет это всё". Вот только несколько примеров.







Моей свекрови 87 с половиной лет. С полгода назад мы начали замечать изменения в её поведении, она постепенно стала забывать недавние события: съела ли завтрак, приняла ли таблетки, приходил ли кто-нибудь в гости, где она вчера была, с кем говорила по телефону и др. Затем эти симптомы стали усугубляться: проведя неделю у одной из дочерей дома, она не могла вспомнить, когда с ней виделась в последний раз; находясь у себя дома, не понимает, что это её дом; многих людей, в основном пока не из близкого окружения, перестала узнавать, ведёт себя с ними нарочито вежливо, с улыбкой, общается кратко стандартными фразами, избегает поддерживать разговор; отказывается смотреть телевизор, т.к. не может сконцентрироваться и уловить смысл; постоянно задаёт одни и те же вопросы по много раз подряд; стала плохо ориентироваться в пространстве, не помнит, где кухня или туалет; в последнее время разучилась читать, называет только буквы, но слово составить не может из них; имена на поздравительных открытках от давних друзей и родственников ей ни о чём не говорят;  за столом теперь чаще ест руками; если её сына нет рядом, она постоянно просит ему позвонить и узнать, когда он придёт. Нам остаётся только приготовиться к тому, что совсем скоро она забудет и наши имена. Раньше мы это называли "впадать в детство" или "старческое слабоумие", но это не просто ухудшение памяти, связанное с преклонным возрастом, - ведь далеко не со всеми стариками такое случается и очень многие доживают до глубокой старости в здравом уме и при ясной памяти. Объяснение этому - серьёзное повреждение мозга, которое ведёт к таким заболеваниям, как деменция и болезнь Альцгеймера, причем механизм этих заболеваний очень коварный: болезнь начинает проникать в мозг гораздо раньше, за несколько десятилетий до того, как начнут проявляться первые симптомы.
Современная медицина продвинулась далеко вперёд по изучению мозговой деятельности. Сканирование мозга теперь даёт возможность определить на более ранних этапах наличие предпосылок этого заболевания, которое теперь представляется возможным если не остановить, то во всяком случае значительно замедлить! А при длительном лечении и реабилитации стало возможным улучшить состояние мозга даже в запущенных случаях.

Но что делать в нашем случае? Надеяться на многолетнюю реабилитацию в этом возрасте мы не рассчитываем. Мы только хотим создать ей комфортную и доброжелательную обстановку и при этом постараться самим не свихнуться и не превратить свою жизнь в дурдом.

На форуме девчата мне посоветовали почитать статьи об этом.
Здесь есть неплохие советы по уходу за престарелыми , но 87 лет пришли не внезапно, к этому мы давно уже подготовлены и такой уход уже давно вошёл в привычку.
Здесь есть полезные советы по уходу за слабоумными (то ли постеснялись слова деменция, то ли имелось ввиду и другие разновидности), но подходит не всё. Вот, к примеру:
ß Совершать прогулки (passeggiate) - ей уже очень тяжело ходить, всё болит, передвигается при помощи тележки, быстро устаёт.
ß Складывать белье и вытирать пыль с мебели - см. предыдущий пункт.
ß При наличии сада, ухаживать за цветами в саду - у неё дома прекрасный back yard (задний дворик) , но её даже в самую лучшую погоду не заставить выйти, трудно и тяжело.
ß Слушать музыку - слушает совершенно без интереса, телевизор игнорирует полностью.
ß Занять руки, мотая клубки шерсти - из-за сильного артрита руки плохо слушаются и координация нарушена.
ß Просматривать фотографии - в последние полгода стремительно теряет интерес,  все хуже узнает лица, недавно перестала узнавать даже родителей и мужа, пока помнит только детей.
ß Если в доме есть кот, продолжать держать кота в доме, пожилым людям нравится гладить животных. - кот есть только у меня из всех остальных родственников, она его не боится, но и не в восторге, никогда не гладит, но и он не настаивает. Кот может пристроиться рядышком, чтобы не мешать и ей это кажется нравится.

Ещё понравилась страничка на Фесбуке "Всё о деменции" , а особенно умилили небольшие детские сказочки о том, как просто можно найти подход к стареньким людям со странным поведением, нужно только взглянуть на них по-другому и постараться их понять! У детей это лучше получается, чем у взрослых. Вот трогательная цитата:

"Мама называла эти бабушкины заскоки «капризами», папа свозил бабушку к доктору и привез от него трудное слово «персеверация». А Андрей... Андрей не всегда был пятиклассником с разрядом по плаванию и оранжевым поясом по дзюдо.

Когда-то он был маленьким грустным мальчиком и просился домой из детского сада. Мама и папа не могли забирать его пораньше, а бабушка могла. Так что теперь он считал своим долгом отвести старушку домой, раз уж ей так хочется..."

И там же мне попалась ссылка на американский сайт для тех, кто хочет по настоящему научиться ухаживать за такими больными, причём там есть и общая информация, бесплатная для всех, и платная, для тех, кто хочет получить сертификат и продолжить работать в этой сфере, оказывая профессиональный уход и помощь, можно пройти специальные курсы по разным направлениям и спецификой.

Мне понравилась одна из статей по насущному для меня вопросу - практические советы по общению и уходу за больными деменцией, и я решила частично сделать её перевод.

Ten Tips for Communicating with a Person with Dementia

10 советов по общению с людьми с деменцией


We aren’t born knowing how to communicate with a person with dementia—but we can learn. Improving your communication skills will help make caregiving less stressful and will likely improve the quality of your relationship with your loved one. Good communication skills will also enhance your ability to handle the difficult behavior you may encounter as you care for a person with a dementing illness.

Ещё никто из нас не родился с пакетом знаний о том, как общаться с людьми, больными деменцией, но этому можно научиться. Можно улучшить навыки общения с такими людьми и тогда уход за ними станет не таким стрессовым и может даже улучшить качество взаимоотношений с теми, кого вы любите. Хорошие навыки помогут вам справляться со сложностями поведения, которые вероятнее всего присутствуют у таких больных.

1. Set a positive mood for interaction. Your attitude and body language communicate your feelings and thoughts stronger than your words. Set a positive mood by speaking to your loved one in a pleasant and respectful manner. Use facial expressions, tone of voice and physical touch to help convey your message and show your feelings of affection.

Настройтесь на позитивное общение. Ваше отношение и язык тела передают ваши чувства и мысли намного сильнее, чем ваши слова. Постарайтесь быть в хорошем настроении, когда разговариваете с вашими подопечными, говорите с ними в приятной и уважительной манере. Выражайте на лице свои чувства и эмоции, улыбайтесь, тональность вашего голоса и физическое прикосновение может помочь передать ваши мысли, чувства и доброе отношение.

2. Get the person’s attention. Limit distractions and noise—turn off the radio or TV, close the curtains or shut the door, or move to quieter surroundings. Before speaking, make sure you have her attention; address her by name, identify yourself by name and relation, and use nonverbal cues and touch to help keep her focused. If she is seated, get down to her level and maintain eye contact.

Постарайтесь завладеть его вниманием. Сократите отвлекающие шумы и звуки - выключите радио, закройте занавеси или закройте дверь, при необходимости обеспечьте более спокойное окружающее пространство. Перед началом разговора убедитесь, что вы завладели его вниманием, обратитесь по имени, можете назовите своё имя и кем вы ему приходитесь, пользуйтесь не вербальными (не словесными) подсказками, стараясь овладеть вниманием и помочь сконцентрироваться. Если он сидит, присядьте рядом на такой же уровень, чтобы вы могли общаться "с глазу на глаз", то есть установить зрительный контакт.

3. State your message clearly. Use simple words and sentences. Speak slowly, distinctly and in a reassuring tone. Refrain from raising your voice higher or louder; instead, pitch your voice lower. If she doesn’t understand the first time, use the same wording to repeat your message or question. If she still doesn’t understand, wait a few minutes and rephrase the question. Use the names of people and places instead of pronouns or abbreviations.

Говорите ясно! Используйте простые слова и предложения. Говорите медленно, отчётливо, убедительным тоном. Воздержитесь от повышенного и громкого тона, говорите лучше на пониженных тонах.

4. Ask simple, answerable questions. Ask one question at a time; those with yes or no answers work best. Refrain from asking open-ended questions or giving too many choices. For example, ask, “Would you like to wear your white shirt or your blue shirt?” Better still, show her the choices—visual prompts and cues also help clarify your question and can guide her response.

Задавайте простые вопросы, на которые легко ответить. Задавайте по одному вопросу поочерёдно, лучше всего работают вопросы, требующие ответа "да" или "нет". Избегайте вопросов с открытым концом, которые предполагают множественные ответы. Например, спросите какую лучше блузку надеть, белую или синюю,- это предполагает выбор, а если еще и покажете эти блузки, то визуально будет проще ответить однозначно на ваш вопрос и получить ответ.

5. Listen with your ears, eyes and heart. Be patient in waiting for your loved one’s reply. If she is struggling for an answer, it’s okay to suggest words. Watch for nonverbal cues and body language, and respond appropriately. Always strive to listen for the meaning and feelings that underlie the words.

Слушайте не только ушами, но глазами и сердцем. Постарайтесь быть терпеливыми в ожидании ответа. Им сложно сосредоточиться, они переживают внутреннюю борьбу, так помогите им, предложите сами варианты ответов. Наблюдайте также за поведением и жестами, язык тела может подсказать вам ответ. Всегда старайтесь слушать и улавливать не только значение слова, но и то, что оно может означать.

6. Break down activities into a series of steps. This makes many tasks much more manageable. You can encourage your loved one to do what he can, gently remind him of steps he tends to forget, and assist with steps he’s no longer able to accomplish on his own. Using visual cues, such as showing him with your hand where to place the dinner plate, can be very helpful.

Разбейте сложные действия на серию шагов. Это сделает выполнение многих заданий более выполнимыми. Вы можете вдохновить на выполнение каких-либо заданий, можете вежливо напомнить о некоторых шагах, которые возможно он забыл сделать, и конечно же вместе с ним проделать какие-то шаги, которые он больше не в состоянии совершить самостоятельно и очевидно ожидает вашей помощи. Пользуйтесь визуальными подсказками, например, покажите рукой, куда поставить тарелку,- это может быть оказаться весьма кстати.

7. When the going gets tough, distract and redirect. When your loved one becomes upset, try changing the subject or the environment. For example, ask him for help or suggest going for a walk. It is important to connect with the person on a feeling level, before you redirect. You might say, “I see you’re feeling sad—I’m sorry you’re upset. Let’s go get something to eat.”

Если вы чувствуете напряжение и нарастающую нервозность, отвлеките или перенаправьте. При ухудшении настроения постарайтесь сменить тему разговора или обстановку. Например, попросите его в чем-то помочь вам или предложите прогуляться. Перед тем, как вы решите сменить тему разговора или обстановку, важно не обрывать резко, а провести соединительный мостик на чувственном уровне. Вы можете сказать: "Я вижу, ты расстроен, мне очень жаль. Может что-нибудь поедим?"

8. Respond with affection and reassurance. People with dementia often feel confused, anxious and unsure of themselves. Further, they often get reality confused and may recall things that never really occurred. Avoid trying to convince them they are wrong. Stay focused on the feelings they are demonstrating (which are real) and respond with verbal and physical expressions of comfort, support and reassurance. Sometimes holding hands, touching, hugging and praise will get the person to respond when all else fails.

Отвечайте с любовью и уверенностью. Люди с деменцией часто чувствуют себя смущенными, потерянными, взволнованными, заблудившимися и неуверенными в себе. Они не понимают, что происходит в действительности и могут придумывать вещи, которые никогда ранее не случались! Постарайтесь не убеждать их в том, что они не правы! Оставайтесь на их волне и переживайте вместе с ними те же ощущения и чувства (которые реальны!) и отвечайте им словесным или физическим подтверждением вашей поддержки и уверенности. Телесный контакт - подержать за руки, обнять, взять за плечи - иногда помогает лучше и быстрее, чем другие методы.

9. Remember the good old days. Remembering the past is often a soothing and affirming activity. Many people with dementia may not remember what happened 45 minutes ago, but they can clearly recall their lives 45 years earlier. Therefore, avoid asking questions that rely on short-term memory, such as asking the person what they had for lunch. Instead, try asking general questions about the person’s distant past—this information is more likely to be retained.

Вспоминайте старые добрые времена. Иногда воспоминания прошлого могут стать оживляющей и укрепляющей терапией. Многие люди с деменцией не помнят того, что происходило 45 минут назад, но ясно помнят события 45-летней давности. Поэтому, старайтесь избегать вопросов, относящихся к недавнему промежутку времени, например, не стоит расспрашивать о том, что они ели на завтрак, лучше спросить о чем-то общем из более давнего прошлого - более вероятно, что такая информация еще может храниться в памяти.

10. Maintain your sense of humor. Use humor whenever possible, though not at the person's expense. People with dementia tend to retain their social skills and are usually delighted to laugh along with you.

Где ваше чувство юмора? Используйте его как можно чаще и где только возможно, правда не за счет вашего пациента. Люди с деменцией сохраняют при себе свои прежние социальные привычки и обычно рады возможности посмеяться вместе с вами!


Если хотя бы одному человеку помогут эти советы, я буду считать, что потратила своё время на перевод и составление этой статьи не зря. Берегите себя и щадите свой мозг! Как? Об этом было в предыдущем посте.

ps. А еще вспомнились слова из детства: "на больных и на дураков не обижаются", только теперь в другом контексте. Действительно, их можно только пожалеть.