Translate

Tuesday, August 14, 2012

Неудачное взаимонепонимание (сказка о железной дороге)


Однажды, в конце девятнадцатого столетия, три приличных джентльмена сошли из вагона первого класса на платформу старого русского города Серпухов, который расположен всего в 60 милях южнее Москвы. Джентльмены оглянулись, окинули взглядом трёхэтажное здание вокзала и, не найдя ничего более интересного, проследовали к месту очень важной встречи. Позднее стало известно, что двое из этих джентльменов были представителями американской компании SINGER, мистер Джордж Нейдлингер и мистер Фредерик Браун, а третьм был консул Соединённых Штатов в Москве мистер Смит.

Это произошло в 1899 году, когда дамы только что освободились от своих турнюров (каркасы для юбок и платьев), которые причиняли им так много неудобств во время ходьбы, первый автомобиль был импортирован в Санкт-Петербург, а деревенские доктора начали разглагольствовать о революционных идеях, когда они делали обходы деревень, заражённых тифом, холерой и чумой. На огромной территории России началось очень медленное бурление, которое постепенно грозило перерасти  в гром потрясений.

Предприятие Singer в России было частью этих изменений в России и в 1890 году  размах операций этой компании был очень амбициозным. Их магазины и дистрибьюторские центры можно было найти в десятках русских городов. Они продавали не только швейные машинки в кредит, но и всевозможные атрибуты с логотипом компании. В 1896 году «Мануфактура компании Singer» стала Российской корпорацией; их почтовые открытки, разосланные в каждый уголок  страны, с подписью «НАСТОЯЩАЯ швейная машинка»,  изображали русскую девушку в кокошнике, работающей на заграничном технологическом чуде.
Российский рынок тогда выглядел таким же успешным, как и европейский, за исключением транспортировки этих машин, которое было признано неприбыльным. После незначительных колебаний, менеджмент компании решил производить эти машинки на территории России и вскоре получил одобрение Министерства Финансов. Всё, что теперь им было необходимо, это найти подходящее место для завода.
Итак, вернёмся к трём джнтльменам, прибывшим в Серпухов. Конечно же, их привлекала не богатая история Серпухова или красота бесчисленных церквей, которые притягивали внимание американских бизнесменов в этом городе-крепости, который являлся главным щитом столицы на юге, - Серпухов был известен как главный текстильный центр. Льняное и шелковое ткачество, а в дальнейшем хлопковые и шерстяные фабрики были основными источниками местного благополучия. Серпухов гордился множеством фабрик, а также разнообразием расцветок тканей, которые производились там. Этот нюанс даже сумели отбразить на старинном гербе этого города, на котором изображён экзотический павлин с разноцветным распушенным хвостом.

У американцев появилась блестящая идея: добавить производство и выпуск швейных машин, игл и ниток к уже успешно существующей прядильно-ткацкой мануфактуре и производству по окрашиванию тканей и, таким образом, сделать старинный русский город столицей российского текстиля. Однако хитрые серпуховские торговцы не имели никакого желания делиться своими хорошо контролируемыми ставками с потенциальными соперниками, и их ответ был однозначным - «нет!» . Они буквально слышали за спиной ликование гордого павлина «Нет, нет и еще раз нет!», когда окончательно заявили об отказе.

Джентльмены вернулись на станцию, заняли места в поезде, им было о чём подумать... Серпухов казался идеальным для такого завода и они понятия не имели где найти более подходящее подобное место. Среди других привлекательных мест Серпухов предлагал прямой доступ к  крупным центрам моды, благодаря своему выгодному местоположению на Курской железной дороге с прямым сообщением как до Москвы, так и до Санкт-Петербурга. Ничего более удобного не найти для торговли и производства, как построить завод прямо вдоль железной дороги.

Американцы обсудили опыт переговоров с несговорчивыми Серпуховскими торговцами, глядя с вожделением на бескрайние просторы земли, убегавшими за горизонт из окна вагона первого класса, и решили, что им нужно найти место подобное Серпухову, только с небольшим отличием – достаточным местом для манёвров. Они не знали где искать, но поезд сам вынырнул из густого соснового леса и притормозил на станции Подольск.

Нейдлингер, Браун и Смит живо сообразили, что им нужно попытать счастье в Подольске, что было не таким уж маловероятным, как могло бы показаться: Подольск был их первой остановкой на пути из Серпухова в Москву; здание железнодорожной станции выглядело вполне презентабельным, а просторные леса вокруг города занимали много площади, которую можно было расчистить под строительство...

На этом наша история о железной дороге заканчивается и начинается история о том, как началось производство швейных машинок Singer.

В конце 19 века Подольск был в самом начале развивития индустри. Находясь между Серпуховом и Москвой, он подтверждал своё почти буквальное название «золотая шахта»: у него был тот же потенциал, та же железная дорога и никаких завистливых монополистов. Подольск также был одним из миллиона подобных небольших русских городков, выросших из небольшой станции на старой дороге от Москвы до южных провинций, получавшим свои доходы от простой коммерции, меняя лошадей и обслуживая путешественников, проезжавших мимо. Когда проложили железную дорогу, эти виды занятий стали уже не такими прибыльными и местные предприниматели стали вкладывать свои  сбережения в небольшие производственные предприятия.
Таким образом, в мае 1900, в присутствии городского нотариуса, главы городского совета и представителей американской компании был подписан договор о продаже 30 акров земли вдоль железной дороги за 90 000 рублей.*

(* 90 000 рублей: В 1897 году золотой рубль равнялся 50 американским центам, согласно отчетам Министра Финансов Сергея Уитта, следовательно в 1900 году Singer заплатил около $45 000 за землю, что сегодня составляет около 1.15 миллиона долларов).

Место было моментально расчищено и в июле того же года был заложен первый камень гигантского завода с 3 000 рабочих – больше, чем всё население Подольска. По окончании строительства это место стало достопримечательностью. Люди рассказывали своим гостям и соседям о лебедях, плавно скользящим на ландшафтных прудах этого завода, о паровозах, прибывавших для отгрузки в доки.
Завод Singer стал шедевром мириад городских легенд, самой щекотливой  из которых стала та, что во время Первой Мировой войны на заводе работали шпионы Кайзеровской Германии. Совершенно беспочвенными были слухи о том, что большая часть рабочих на заводе - немцы, и значительно преувеличивались слухи о прогрессивной тогда практике сетевого маркетинга. Компания сделала основной упор на целевое и детальное изучение рыночного спроса и её агенты ездили по стране, составляя карты и схемы спроса в разных местах, что, в свою очередь, порождало сплошные подозрения и сплетни. Летом 1915 года, была даже установлена слежка за агентами компани, однако её результаты не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть этих подозрений в шпионаже. Очень незначительное количество россиян знают об этом эпизоде, но именно благодаря описанным выше легендам времён Первой Мировой войны практически каждый россиянин сегодня полагает, что Singer это немецкая компания, а не американская, и произносят её название как «зингер», а не «сингер», что в переводе с английского очень просто – «певец», шьет как песня!

В другом широко распространенном мифе о Подольске сообщается, что Исаак Сингер присутствовал на открытии завода в Росси. Во-первых, дело в том, что Сингер не изобрёл швейную машину, - он был одним из многочисленных инженеров, кто сумел улучшить её и адаптировать для домашнего пользования, и во-вторых, Исаак Сингер умер в 1875 году.

В начале 20 века Singer была одной из самых динамичных компаний в России, но революция 1917 года конечно же вмешалась в амбиции американской фирмы. В мае 1917 года Уолтер Диксон, тогдашний директор компании, был вынужден приостановить производство: сырьё, поставляемое на завод, было перехвачено и конфисковано. Вскоре после этого Диксон покинул Россию, а завод был национализирован.

Однако, машинки Сингер превзошли мечты самых энергичных промоутеров. Трудно было отыскать более желаемый предмет обихода в хозяйстве советской женщины, чем Подольская швейная машинка. Те, кто её имели, могли одеваться более элегантно, а в трудные времена советской истории она помогала еще и зарабатывать на жизнь.

Конечно, дореволюционная модель с искусными разноцветными завитками на черном фоне, покрытым тем же лаком, что использовался для роялей, претерпел много изменений, отражающих историю страны. В 20-е годы, когда  завод восстанавливался после революционного хаоса, машинки всё еще оставались элегантными, со старомодной осанкой, однако сфинксы и павлины были заменены советской символикой. Вскоре, однако, этой экстравагантности был положен конец, и завод представил упрощенные модели, отражающие аскетизм советской жизни.

В 70-е годы скромные швейные машинки были опять на пике популярности, поскольку гражданское население, изголодавшееся по стилю и красивой одежде, вернулось к ставшим теперь более доступными выкройкам из модных журналов и портновскому делу. Чтобы удовлетворить возросшие запросы, в 1969 году завод представил новую и улучшенную модель «Чайка», названную так в честь Валентины Терешковой, это был её позывной во время исторического полёта в космос. Машинка имела небольшое сходство с её предшественником-победителем: Чайка  была настоящей комсомолкой, расправившей крылья к блестящему будущему с блестящим станом, сделанным из пластика космической эры.

Город Подольск, между тем, с приходом Singer бесповоротно изменился, население сразу выросло вдвое в первые годы 20-го столетия, и продолжало расти и развивать индустрию в последующие декады. Сегодня это крупнейший город в московской непосредственной близости и главный индустриальный центр.  Нет сомнения, что карьера этого маленького скромного городка была запущена именно заводом Singer, а если более точно, то неудачным взаимонепониманием между Серпуховскими торговцами и американскими предпринимателями, которые прибыли туда однажды  поездом по южной ветке.

(по материалам журнала "Russian Life")
Перевод мой, при использовании прошу давать ссылку.

Здесь можно почитать еще об истории машинок Сингер.